Тема

Нобелевский феномен

Петр Коломейцев
Журнал/Архив/Номер 38/Нобелевский феномен

Нобелевский феноменАльфред Бернхард Нобель, 1833-1896 гг.

В 1888 году будущий основатель международной премии Альфред Нобель в утренней газете прочитал некролог под шокирующим названием «Умер торговец смертью». В статье рассказывалось о том, что изобретатель динамита, «сделавший миллионы на крови», «торговавший смертью оптом и в розницу», сам оказался в лапах смерти. По странному стечению обстоятельств Альфред прочел свой собственный некролог. Провидение дало ему возможность узнать, что о нем будут писать журналисты и какую память он сможет оставить после себя в людях.

Оказалось, что умер его родной брат — русский нефтепромышленник Людвиг Нобель. Внезапная смерть настигла его во время поездки в Канны. Репортеры, не разобравшись, поспешили порадовать мир известием о смерти Альфреда. Вскоре недоразумение разъяснилось, и газетчики сообщили миру о том, что на самом деле скончался основатель Русского научно-технического общества, инженер-нефтяник, благотворитель и меценат. Людвиг открывал школы для рабочих, больницы для бедных. После его смерти были учреждены стипендии и премия для одаренных студентов, названная российской премией Нобеля. С почетом старший брат Альфреда был похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище.

Это событие глубоко потрясло Альфреда и заставило его задуматься о таких ценностях, как мир, гуманизм и идеализм. Что случилось дальше, всем известно. По завещанию Нобеля была основана самая престижная в мире Нобелевская премия, присуждаемая: за открытия в науке и медицине во имя идеалов человечности; премия мира — за прекращение войн и разоружение; литературная премия — за лучшее идеалистическое произведение в беллетристике или философии. Нобеля нельзя причислить к религиозным филантропам, по убеждениям он был пацифистом и материалистом, а его единственная пьеса была признана антиклерикальной.

Наука развивается так стремительно, что обгоняет самые смелые сочинения писателей-фантастов. Сочинения Жюля Верна сегодня читаются как приключения в стиле ретро, а ведь когда-то казалось, что наука и техника очень нескоро достигнут уровня развития, описанного фантастом. Мобильная связь, информационное пространство интернета, воздушные перелеты, космические путешествия ―— все это создает ощущение всесильности науки. Кажется, что если самолеты летают, а с мобильного телефона ты можешь общаться в режиме видео по скайпу, то и остальные вопросы науке по плечу. На самом же деле наука никогда не даст ответ на так называемые вечные вопросы: что есть человек? что такое любовь? свобода? в чем смысл жизни? Иллюзия всемогущества науки, бесконечное доверие к ней не раз подводили человечество к той черте, за которой могли начаться необратимые процессы, ведущие к мировой катастрофе.

Нобелевский феномен

При всем уважении к науке необходимо признать ее ограниченность. В силу специфики научного знания в нем отсутствует этический, нравственный аспект. Законы природы, явления, происходящие во Вселенной, не могут быть нравственными или безнравственными с точки зрения науки и техники. Цепная реакция ядерного взрыва не более чем научный факт, а использовать ее в боевых снарядах или в атомных реакторах —― дело совести человечества. Случай с Нобелем наглядно показывает, что прагматическое решение задач техники и экономики не приводит к объемному видению остальных проблем нашего общества. Его родной брат Людвиг прежде всего был человеком веры, для которого технический прогресс был лишь средством решения гуманитарных задач, а не самоцелью.

Наука стремится отстаивать свою автономность, свободу от политики и идеологии. Что нередко выглядит как оппозиция религии. Однако проблема противостояния науки и веры во многом надумана. Им нечего делить, они занимают разные ниши в познании мира. Проблемы могут возникнуть только тогда, когда между ними нарушается демаркация, когда наука уверена, что ей подвластны этические проблемы, или когда богословие считает, что может разрешать научные споры. Картина мира, составленная учеными, не может считаться полной. Это как бы грамматика и синтаксис того текста, которым написана великая книга мироздания. Прояснением смыслов (семантикой, в нашем примере) будет служить философия. А вот цели, практическое направление деятельности человечества нам будет открывать богословие, ведающее главные цели и причины сотворения мира и человека.

С середины 60-х годов ХХ века начался научный прорыв в области биологии, поставивший общество перед целым рядом серьезных проблем. Репродуктивные технологии, позволяющие «производить» детей, минуя семейные отношения; чудеса трансплантологии, благодаря которым человек стал восприниматься как конструктор; манипуляции с жизнью и смертью; вмешательство в сознание человека ―— все это заставило самих ученых искать помощи у богословов и философов, чтобы прояснить, где должны проходить границы научного дерзания. В 1970 году онколог Ван Ренсселер Поттер ввел в научный обиход термин «биоэтика». В 1969 году психиатр Уиллард Гэйлин вместе с философом Дэниелом Кэлэхеном открывают Центр по изучению проблем и выработке правил в биомедицинской сфере. И тогда же, в 1968–1969 годах, гинеколог Андре Хеллегерс приглашает на медицинский факультет Джорджтаунского университета богослова Пола Рэмси для исследований в области прикладной биомедицинской этики. Вышедшие в 1970 году книги Пола Рэмси «Пациент как личность» и «Сфабрикованный человек» открыли эру биоэтики в США. Буквально в течение десяти лет создаются исследовательские центры по биоэтике во всем мире, а положения международных конференций по биоэтике закрепляются декларациями ООН.

Возникновение биоэтики открыло новую эпоху междисциплинарных исследований в науке. Психология стала осознавать себя перекрестком естественнонаучного, гуманитарного и богословского знания. От противостояния науки, философии и религии общество переходит к сотрудничеству между ними. Сумма частей не есть целое. Как невозможно разделить человека на составляющие элементы, так невозможно исследователю отказаться от объемного целостного взгляда на мир. Если бы у нас сломался автомобиль, а вызвавшийся его починить человек оказался Генри Фордом, у нас не было бы повода сомневаться в его компетенции, поскольку об автомобиле он знал все как его создатель. Обращаясь к Богу в поисках ответа на вызовы нашего времени, порожденные научным прогрессом, мы не должны сомневаться в Его компетенции, ведь Он Творец и этого мира, и человека.

 

Автор: Петр Коломейцев
Фото: wikipedia.org


Работает на Cornerstone