Интервью

Мы выбираем Бога сознательно и свободно

Ирина Тареева
Журнал/Архив/Номер 37/Мы выбираем Бога сознательно и свободно

 

С Лилией Ратнер беседует Ирина Тареева

 

Мы выбираем Бога сознательно и свободноЛилия ратнер с внучкой Аней на открытии своей выставки в центре «Покровские ворота»

– Лилия Николаевна, мы часто публикуем в нашем журнале ваши статьи об искусстве, вас знают как художника, педагога, искусствоведа. Но мало кому из наших читателей известно, что вы уже много лет ведете библейскую молитвенную группу, что вы катехизатор, то есть в некотором роде акушер, помогающий духовному рождению человека. Поэтому мне хотелось бы вас спросить о таком загадочном явлении, как второе рождение. Скажите: зачем Богу нужно, чтобы человек сначала родился в первый раз, потом — во второй?

— Бог сотворил человека, чтобы он был сотворцом Ему. Бог творит новое небо и новую землю, и участником этого процесса творения, приближения и реализации Царства Небесного может быть человек. И мы, люди, живущие здесь, в этом несовершенном мире, можем уже сейчас войти в Царство Небесное. И для этого необходимо второе рождение — рождение в Духе.

В Евангелии сказано: «Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царство Небесное» (Ин 3:5). Один мудрец сказал, что Христос может родиться в Вифлееме хоть тысячу раз, но если он не родится в тебе, то ты обречен на вечную гибель. Если первое рождение от человека не зависит, потому что родителей мы не выбираем, то второе рождение происходит с участием самого человека. Человек выбирает Бога по своей воле, и Бог идет ему навстречу. Мы выбираем Бога сознательно и свободно.

— В чем тайна второго рождения? Его ведь не видно глазами. Как можно понять, что человек — дважды рожденный?

— Отец Александр Мень говорил, что есть две категории людей — знающие и незнающие. Рожденные от воды и Духа — это знающие, те, кому дано Слово и кто способен войти в Царство Небесное при земной жизни. Такой человек переживает святое крещение, или крещение Святым Духом. Описать, что такое крещение Святым Духом, довольно трудно, чтобы это понять, нужно пережить встречу с Богом и стать Его чадом. Я, например, очень ярко пережила Встречу — еще до водного крещения, и, собственно, это заставило меня креститься.

Я хотела быть с Богом, но долго не понимала, зачем нужно креститься. И мне посоветовали ходить в церковь. Я долго ходила, потом однажды пришла ночью на Пасху в храм и стояла там, в ужасе от давки и толчеи, ничего не понимая, что там происходит. Наконец я взмолилась, чтобы Бог вывел меня оттуда. И в этот момент я почувствовала, что рядом со мной стоит кто-то, кто меня очень любит и не даст ни единому волоску упасть с моей головы. Я стояла, буквально купаясь в чьей-то любви,— как прошла ночь, я и не заметила. Потом я пришла к священнику и сказала: «Я не знаю, что это было, но если у вас всегда так, то я хочу быть с вами». В момент водного крещения я тоже пережила состояние легкости, невесомости, радости. Это длилось довольно долго — несколько месяцев, когда я потом узнавала Бога. Узнать Его в то время было негде: это был конец 70-х, когда даже Евангелия нельзя было купить, духовных книг не было и подавно. Но Господь всегда отвечал на мои вопросы. Ответ от Него формулировался в виде мысли. Так бывает не у всех, ведь Бог с каждым говорит по-своему.

— Второе рождение дает человеку совершенно иное качество жизни. Так ли это? В чем это проявляется?

— Да, это так. И проявляется совсем новым отношением к вашим житейским обстоятельствам: вы стараетесь понять, что Бог хочет сказать через то или иное событие в вашей жизни, вы стараетесь учиться благодарить, и часто благодарность возникает как бы сама собой. Вы просыпаетесь утром и начинаете благодарить Бога, хотя, может быть, у вас в этот момент что-то болит или неблагополучно складываются обстоятельства. Но несмотря ни на что вам хочется благодарить и славить Бога.

Это состояние любви и радости, когда, невзирая на обстоятельства житейские, вы все равно исполнены радости, благодарности, вам хочется славить Бога, вам хочется постоянно быть с Ним, узнавать Его поближе. Вот это и есть признак того, что вы пережили второе рождение, или крещение Святым Духом.

Духовную реальность нельзя точно описать, ее нельзя увидеть, потрогать руками, но можно почувствовать. И люди, пережившие встречу с Богом, исполнены радости, любви к другим людям, их жизнь меняется совершенно. Все это признаки нового рождения.

— Что такое духовная пища и как научиться ее принимать?

— Признаком того, что ты готов принимать духовную пищу, является жажда Бога, жажда Его узнать, Ему служить, ходить Его путями. Христианство — общественный образ жизни. Человек не должен оставаться один, он узнает, что такое церковь, литургия (в переводе с греческого это «служение», «общее дело»). Он находит братьев и сестер, и часто они становятся ему более близкими, чем братья и сестры по крови. Он начинает читать Библию, искать друзей, единомышленников, делиться с людьми тем, что ему открывается.

— О творчестве. Есть мнение, что духовных людей не интересует творчество, что они не должны заниматься творческими профессиями. Что вы думаете по этому поводу?

— Действительно есть такое мнение, но оно, конечно, ошибочно, потому что Бог создал человека со-творцом и ждет от него со-трудничества. Человеческое творчество в идеале должно быть внутренне устремлено к Богу. Если же вектор его творчества устремлен не к Богу, а на самопрославление, например, или на какие-то там совершенно другие духовные практики, тогда, конечно, лучше творчеством не заниматься.

Но, как правило, настоящий талант дан человеку Богом. И Бог очень многое может сказать через человека-творца. Ну например, европейская живопись взяла на себя высокую миссию — помогать церкви, то есть, по сути дела, она стала миссионером. Это происходило, в частности, потому, что в те времена было очень много неграмотных, и они воспринимали евангельскую весть, переданную только самыми простыми словами, имея перед собой написанный художником шедевр. Величайшие гении через данный им талант смогли донести до многих весть о Боге. Не случайно живописное искусство называли Библией для неграмотных. И до сих пор эта живопись рассказывает людям о Святом Писании так, как иногда не удается и слову.

— Вы говорите, что талант дается человеку Богом. Анна Ахматова писала, что ее стихи рождаются «когда б вы знали, из какого сора». Так откуда художник черпает вдохновение — у Бога или?..

— Я полагаю, что Анна Ахматова могла называть сором какое-нибудь совсем незначительное событие, которое, однако, дает художнику первоначальный творческий импульс. Само слово «вдохновение» происходит от слова «дух». Когда Дух Божий нисходит на людей, они могут создавать великие произведения. И это нельзя назвать сором.

Мы выбираем Бога сознательно и свободно

— Учительница музыки советовала сыну моих друзей видеть в творчестве Баха ангелов. А вы как художник или просто как человек когда-нибудь видели ангела?

— (Смеется.) Могу рассказать смешную историю о том, как я, можно сказать, видела ангела. Это было, когда мы с моим другом, протестантским пастором, ездили на машине, посещая его церкви в малых городах бывшей Череповецкой губернии. В Череповце мы однажды подъехали близко к тротуару и вдруг увидели, как на нас бежит ужасный человек, какой-то полупьяный бомж. Он размахивал руками, топал ногам, кричал что-то невразумительное. Мы остановились, и мой друг вышел. Я оставалась в машине и не могла понять, что там происходит. Когда пастор вернулся, я спросила его: «В чем дело? Кто это был?» Мой друг совершенно спокойно ответил: «Это был ангел, если бы не он, мы бы въехали в открытый люк». Он фактически спас нас от увечий. Вполне возможно, что ангелы принимают самые разные виды и обличья, могут явиться даже в виде вот такого бомжа. Иногда происходят такие встречи, и лучше быть внимательным к самым разным людям.

— Недавно во Владимир вы привозили свою выставку картин, посвященных новомученикам. Об этом событии говорили все местные СМИ и телеканалы. Также у вас есть и другой цикл — о Холокосте. Оба эти цикла — о жизни и смерти и о том, что без одного не бывает другого. Расскажите, пожалуйста, об этих циклах.

— Об этих циклах можно говорить много, и они заслуживают отдельной темы. Если рассказать коротко, то лет десять тому назад я начала рисовать библейских пророков, и делала это с большим увлечением. О Холокосте я думала постоянно, эта тема для меня очень близкая, очень больная — и не только потому, что многие мои родные погибли в Бабьем Яру во время войны. Но еще и потому, что геноцид народа Божьего во время войны больно ранит, как я думаю, каждого христианина. И однажды я поняла, что Холокост — это не только ненависть к народу, а ненависть к тем самым пророкам, а следовательно, и к Богу. И я сделала коллажи: взяла реальные фотографии концлагерей и поместила в это пространство своих «Пророков».

Работая над серией, я поняла одну очень важную вещь: Христос на кресте испытал самое страшное, что может испытать человек, — богооставленность. Над ним надругался народ, ради которого он пришел, разбежались ученики, оставил Отец, который всегда был Ему поддержкой. В этот момент, когда в полном одиночестве, взяв на себя наши грехи, Господь испытал самую страшную муку, произошло наше искупление. Один мой друг, священник, сказал мне, что, когда он смотрел на мою картину, где двое влюбленных из «Песни песней» стоят взявшись за руки, а перед ними виселица, он понял, что любовь, жизнь и смерть — все это происходит одномоментно. «Я понял, — сказал он, — что, когда мы беремся за дверную ручку церкви, чтобы войти туда, надо вспоминать, что был Тот и были те, кто своей жизнью заплатил, чтобы мы могли ходить сегодня в церковь».

— Каковы ваши творческие планы?

— Эти серии — единая линия. Я хотела закончить ее на новомучениках. После того как я сделала эту серию, я целый год плакала без всякого повода — так я переживала судьбу реальных людей. И я подумала тогда, что хватит, больше я такого рисовать не буду — уж лучше цветочки и бабочек. (Смеется.) И вдруг я услышала внутри себя, что эту серию я еще не закончила. Новая тема — о поэтах ХХ века, которые, может быть, формально не причисляли себя к церкви, но тем не менее очень много сказали о Боге. Это Бродский, Пастернак, Ахматова и другие.

— Спасибо, Лилия Николаевна, за интервью, творческих вам успехов.

 

Интервьюер: Ирина Тареева
Фото и иллюстрации из личного архива Лилли Ратнер

Работает на Cornerstone