Тема

Разум и чувства: прогресс как проверка нравственности

Нина Туршу
Журнал/Архив/Номер 37/Разум и чувства: прогресс как проверка нравственности

 

Разум и чувства:  прогресс как проверка  нравственности Одной из утопических идей конца XIX — начала XX века была идея о том, что помимо эволюции физиологической возможна и эволюция нравственная¹. Иными словами, человек из поколения в поколение благодаря техническому прогрессу и просвещению постепенно и сам преображается, становится лучше и мудрее. Разразившиеся в ХХ веке две мировые войны, революции, гражданские войны, зачастую сопровождавшиеся геноцидом и невиданной до той поры жестокостью, полностью опровергли этот миф. Наоборот, как оказалось, человеческая нравственность «не поспевает» за техническим прогрессом. Нравственная оценка тех или иных технологических преобразований и постановка порождаемых прогрессом этических проблем происходит лишь тогда, когда мы оказываемся перед лицом последствий этих преобразований.

В наше время некоторые из этических проблем, связанных с новыми технологиями в медицине, стали вопросом жизни и смерти — в буквальном смысле. Достижения современной медицины дали человеку возможность хотя бы отчасти контролировать рождение и смерть. И хотя для многих тема контроля над рождаемостью и смертностью ассоциируется исключительно с проблемами абортов и эвтаназии, этим вопрос не исчерпывается. Контроль над смертностью — это и появление антибиотиков, и вакцинация от опасных заболеваний, а контроль над рождаемостью помимо различных видов контра-цепции — это еще и возможность лечения бесплодия или искусственного оплодотворения.

И здесь стоит признать, что хотя нравственная эволюция и не происходит сама по себе, она, несомненно, нужна. Новые возможности, которые предлагает нам современная медицина, подразумевают новый уровень личной ответственности. То, что раньше «решалось само», что люди верующие считали «промыслом Божиим», а неверующие приписывали «судьбе», теперь во многом зависит от самого человека. И обсуждение вопросов планирования семьи, приема антибиотиков, согласия или несогласия на прививки — это не дань моде, а попытка осмыслить ту новую меру ответственности, которая возложена сегодня на каждого из нас.

В вопросе контроля над рождаемостью споры иногда достигают сильного накала. Количество упоминаемых при этом библейских цитат может кого угодно привести в замешательство, равно как и возможность использовать одну и ту же цитату для оправдания как контроля, так и бесконтрольности рождаемости. Взять хотя бы повеление Адаму и Еве: «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт 1:28). Некоторые полагают, что этот стих означает, что любой вид контрацепции — нарушение Божьего замысла, призывающего людей «плодиться и наполнять землю». С другой стороны, есть и те, кто возражает: разве нынешний кризис перенаселения (причем за счет бедных стран с неконтролируемой рождаемостью и смертностью детей) не показывает, что земля уже «наполнена», и это повеление Божье давно уже выполнено? Кстати, этот же стих призывает нас к роли земледельцев и скотоводов, но вряд ли кто будет утверждать, что человек работающий, например, в бухгалтерии, нарушает Божий замысел.

Но можно ли тогда сказать, что Библия несовременна, что ее невозможно применить сегодня? Прогресс, дескать, настолько ушел вперед, что Библия устарела, а ее повеления — лишь пережитки, отголоски прежних времен? Напротив: чем дальше продвигается наука, тем очевиднее становится, что Библия — действительно книга на все времена. Ведь Писание утверждает ценность человеческой жизни, причем как после рождения, так и до него: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138:13; 16).

Если в вопросе рождаемости и планирования семьи среди разных христианских конфессий и существуют разногласия, то в одном едины практически все: уничтожение неродившегося ребенка недопустимо, как уничтожение любого живого человека.Однако стоит принять во внимание, что современная медицина предлагает различные виды контрацепции, и далеко не все они абортивны.

Наиболее расхожие методы контрацепции — внутриматочная спираль (ВМС) и гормональные контрацептивы — действуют в двух направлениях: предотвращение зачатия и предотвращение прикрепления к матке оплодотворенной яйцеклетки². И если первое звучит довольно нейтрально, то второе относится к абортивным методам, поскольку «борьба» ведется с уже оплодотворенной яйцеклеткой, то есть с тем самым «зародышем», чьи дни, согласно 16-му стиху 138-го псалма, «записаны в книге». Однако производители спиралей и противозачаточных таблеток стараются не афишировать абортивный характер своей продукции, особенно в рекламных листовках, и в результате многие верующие женщины пользуются этими средствами, считая их этически приемлемыми методами предохранения.

Однако помимо этих методов существуют и другие, действующие лишь в одном направлении и предотвращающие само зачатие. К этой категории относятся барьерные методы, старый, хотя и не вполне надежный «календарный метод» и хирургические методы (стерилизация). Здесь речь не идет об уничтожении неродившегося ребенка или о борьбе с ним, и говорить об этической приемлемости этих методов вполне допустимо.

То есть мы видим, что даже в вопросе контрацепции все не так однозначно, и для того, чтобы сформировать свое отношение к этой теме, надо ее досконально изучить.

При этом в теме планирования семьи методы контрацепции — пункт хотя и важный, но все-таки второстепенный. На первом месте стоит вопрос соотношения воли Божией и воли человеческой в вопросе рождаемости. Есть ли одна на всех воля Божья, диктующая всем семейным парам на свете, сколько у них должно быть детей? Или в этом вопросе допускаются разномыслия?

При толковании Священного Писания есть такое понятие, как «канонический диалог». Так обозначают вопрос, относительно которого в Писании есть разные, порой противоречащие друг другу высказывания. В отношении прав женщин и детей, рабства, возможности «оправданного» убийства (с целью самозащиты, например) в Писании идет канонический диалог. С одной стороны, например, одна из десяти заповедей гласит «не убий», но с другой — Бог повелевает Своему народу уничтожить на земле обетованной все обитающие там языческие племена. С одной стороны, Писание однозначно утверждает достоинство и ценность каждого человека, с другой — допускает возможность рабства, причем как в обществах времен Ветхого Завета, так и в обществах перво-апостольских времен.

Разум и чувства:  прогресс как проверка  нравственности В вопросе планирования семьи можно также обнаружить существование канонического диалога. С одной стороны, Писание говорит о детях как о благословении, с другой — повествует о тех временах и обстоятельствах, когда наличие детей будет в тягость («Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» — Мф 24:19). С одной стороны, Писание призывает уповать во всем на Господа, с другой — говорит о личной ответственности каждого, о необходимости разумно оценивать свои силы и обстоятельства (см.: Лк 14:28–30). Как уже было сказано, каждая сторона в споре о планировании семьи может привести в свою защиту самые разные библейские цитаты.

Исходя из этого можно говорить не только о каноническом диалоге внутри Писания, но и том, что Господь по Своей милости дает нам свободу вместе с Ним созидать нашу семью. И в этом кажущемся отсутствии точных и однозначных инструкций есть прежде всего указание на то, что самое главное в наших семьях — пребывать в живом общении с Богом, искать Его воли каждый день, на каждом шагу нашего пути с Ним.

Понятно, что многим хотелось бы иметь точный «рецепт» христианского счастья, чтобы сразу было ясно, когда и на ком жениться, когда и сколько рожать, где и как зарабатывать. Но Господь допускает в нашей жизни те ситуации, где важнее божественных истин или заповедей оказывается Сам Бог. Где мы не просто захотим лучше узнать Его Слово, но и лучше узнать Его Самого. Не оттого ли говорит псалмопевец: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс 118:105), что порой Слово Божье освещает перед нами лишь наш следующий шаг, заставляя держаться ближе к Богу, каждое свое решение поверять Его истиной? Может быть, в этом и есть «рецепт» христианского счастья — не освещенная солнцем прямая и известная дорога, а верный и добрый Проводник?

1 В поддержку нравственной эволюции высказывались приверженцы этического социализма.
2Указания на абортивный характер противозачаточных таблеток содержатся, в частности, в работе д-ра Уильяма Коллитона, клинического профессора гинекологии и акушерства медицинского центра Университета Джорджа Вашингтона: http://www.aaplog.org/position-and-papers/oral-contraceptive-controversy/birth-control-pill-abortifacient-and-contraceptive/

 

Автор: Нина Туршу
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone