Тема

Туда и обратно, или Побег Ионы от Бога

Ирина Апатова
Журнал/Архив/Номер 32/ Туда и обратно, или Побег Ионы от Бога

 Туда и обратно, или Побег Ионы от Бога

Жажда Бога и богоискание связаны друг с другом, как цель и средство, где сама цель направляет к себе, подсказывает, как ее достичь. Однако если человек не может распознать в себе эту жажду по Богу и назвать ее, то богоискание может часто принимать самые противоречивые формы. Попытка убежать от Бога кажется действием, прямо противоположным жажде Бога, но по сути это все тот же поиск Бога. Люди убегают не от Бога, а от своих представлений о Нем.

Бог близок к каждому из нас настолько, что нам даже трудно это себе представить. Жажда жизни — это и есть жажда Бога, ведь жизнь и присутствие Божие в какой-то мере синонимы. Убегать от Бога — значит противоречить Богу, выбрать смерть, умирание, саморазрушение.

В одном из повествований Ветхого Завета, Книге пророка Ионы, главный герой — пророк Божий — прикладывает все силы, пытаясь убежать от Бога. В книге описаны путешествия пророка: в первом из путешествий Иона бежит от Бога, во втором — он, соглашаясь с волей Бога о проповеди язычникам, возвращается к Нему. Каждому из путешествий отведено в книге по две главы.

Иона послан Богом на проповедь в Ниневию. Но он настолько не приемлет саму мысль о возможности обращения Бога к язычникам, что бежит с земли обетованной, от Бога, сам собираясь стать пришельцем в земле язычников. Он садится в Иоппии на корабль, плывущий в Фарсис. В далекой-далекой земле, и, как ему кажется, вдалеке от Бога Израилева, он надеется уклониться от исполнения Его поручения.

В дни правления Ировоама II многие люди верили в то, что каждой из территорий правит определенное божество и власть божества ограничивается пределами его земли. Было ли решение Ионы бежать в дальнюю страну продиктовано мнением, что действие Господа Бога ограничивается землей Израиля и что, следовательно, ему возможно убежать, скрыться от Господа, не известно. Тем не менее Иона приводит свой замысел в исполнение. Переселяясь в чужую землю, Иона лишается всего — принадлежности к народу Божьему и своей земли, кроме того, по представлениям древних, он прерывает и свою связь с Богом. Таким образом, побег в другую страну означает для Ионы потерю самого себя, своей идентичности, индивидуальности.

С самого начала своих путешествий Иона находится на грани жизни и смерти, и смерть нередко кажется ему более желанной, чем жизнь: сначала из-за того, что Бог благоволит язычникам, потом, убедившись в несостоятельности своей затеи с побегом, он приказывает морякам бросить его в море, и в конце повествования он весьма огорчается из-за засохшего растения и объявляет Богу, что лучше бы Тот послал ему смерть. Таким образом, смерть и милосердие Божие противопоставляются друг другу. Иона не знает милосердия, не хочет его проявить к другим. Он не желает нести слово Божие ниневитянам, он суров также по отношению к себе и готов понести наказание, даже говорит о смерти.

Завязка повествования — в соединении невозможности и необходимости. Перед Ионой препятствие, которое невозможно «обойти»: ему невозможно укрыться от лица Бога, невозможно не любить, невозможно не быть милосердным. Ведь все эти «не» означают в конечном итоге «не жить». И Иона это понимает, может быть, интуитивно. От человека — смерть, от Бога — спасение, милость и жизнь. Но Иона представляет себе Бога не таким, каков Он есть на самом деле. Он убегает не от Бога, а от своих представлений о Нем. В ходе странствий его представления о Боге претерпевают значительные изменения.

Один из главных элементов сюжета Книги Ионы — перипетии*. Термин этот означает «внезапную перемену в жизни», «неожиданное осложнение», «труднопреодолимое обстоятельство». Сообщая Ионе о его миссии в Ниневии, Господь говорит: «… встань и иди». Мы ожидаем, что Иона «встанет» и «пойдет» исполнять волю Божию, но вместо этого Иона «встает», чтобы бежать от Него. При этом он все время молчит и лишь во время бури на море, побуждаемый корабельщиками, начинает говорить. Он, убегающий от Бога, вдруг заявляет морякам: «Я еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу». В его словах — признание того, что могущество Божие распространяется и на море, и на другие земли. Возможно, этот вывод Иона сделал во время бури, о чем и сообщил своим спутникам.

Вся Книга Ионы построена на этих неожиданных поворотах, «сломах», по-новому освещающих характер героя и сами события. Перипетии ведут героя повествования к переосмыслению его ситуации. Иона постепенно начинает познавать истину о Боге. В его исповеди корабельщикам слышится новое, истинное откровение пророка о Боге и о себе. Иона правильно определяет причину бури, восставшего на них хаоса. Он возвещает корабельщикам истину о Боге, и это приводит их к покаянию. Затем Иона «приговаривает» себя к смерти, понуждая сопротивляющихся корабельщиков бросить его в море.

Бог все сотворил, привел все в гармонию, но человек разрушает ее своими действиями. Левиафан, огромное чудовище, мощь и сила, повинуется своему Создателю. Животные, растения, кит слушаются Господа, но не человек, который занимает особое место в тварном мире. Человек нарушает красоту и гармонию творения. Тем более равновесие в мире нарушается, если противостоит Богу Его пророк: море приходит в волнение, разражается великая буря, нарастает хаос, беспорядок — все это последствия решения Ионы бежать от лица Божьего.

Противостояние Ионы и Господа усиливается конфликтом первого со всем окружающим миром, который безусловно подчиняется Господу. Ионе как будто не остается места ни на земле, ни на море, ни под солнцем. Это противостояние усиливает основную идею — показывает всемогущество Господа. И в этом всемогуществе еще более величественно, глубоко и удивительно Его милосердие.

Иона брошен с корабля в море, но и там, начиная тонуть, он не взывает к Богу, ведь он, покинувший свою землю и Бога, теперь, согласно представлениям древних, не может Ему молиться.

Похоже, однако, что лучше быть в руках Божиих, чем в собственных руках. Бушуют волны, разыгралась стихия, но Бог находит для Ионы прибежище в чреве кита. Бог повелел киту проглотить пророка, иначе Иона утонул бы.

Море стихло. Огромный левиафан плывет по морю, а в его брюхе — Иона, и он молчит. Что должно еще произойти, чтобы Иона обратился к Богу? Так проходит три дня и три ночи, и вдруг — гимн, молитва, песня вырывается из уст Ионы. В ней неожиданный поворот, изменение умонастроения героя. Ни морская буря, ни погибель в море не помогли ему измениться, лишь спасение от Бога, осознанная милость к нему оказались сильнее бури, сильнее упорства Ионы.

О чем думал Иона все это время — неизвестно. Мы лишь знаем, что по истечении этого времени Иона возносит Богу гимн прославления. Поначалу Иона сетует на свое отлучение от Бога, а между тем он сам к этому и стремился. Напряженное сетование переходит в крик, а затем в песню о милости Божией человека, пережившего личную встречу с Ним, спасение Его. И мы понимаем, что Иона изменился. Так Иона начинает познавать Бога.

Иона побежден милостью Божией. Кит извергает Иону из своего чрева на берег. Иона благодарит Бога и обещает пойти в Ниневию. 

Можно обнаружить несколько причин, почему Иона не хочет проповедовать в Ниневии: политическую, религиозную, психологическую и, наконец, проблему греха, непонимания сути прощения и милосердия. Иона должен возвестить о суде, объявить страшный приговор ниневитянам. Почему же он не хочет этого? 

Он не желает допустить общения ниневитян с Богом, потому что знает, что ЛЮБОЕ слово от Бога — благо, даже слово о суде, может обернуться милостью. Иона знает, что Бог может помиловать город. Но представления Ионы о мироустройстве не сходятся с представлениями Бога о Своем творении, Иона не понимает, на чем зиждется взаимодействие Бога с тварным миром, почему Он милует не знающих Его людей. Грешник не умеет прощать, милует и спасает Бог. Потому-то Ионе и приходится на собственном опыте познавать прощение и милость Бога.

До конца познать истину возможно только в любви. Познание Бога приносит человеку жизнь, и оно всегда связано с принятием другого человека, потому что только так можно понять Бога и Его милость ко всем нам. Не проявить к другому милость означает отказать в милости и себе, остаться в стороне от познания Бога, не принять Его жизнь. В этом и состоит побег от Бога.

В некотором смысле Книга Ионы ближе духу Евангелия, чем многие другие книги Ветхого Завета. Книга Ионы описывает отношения не народа и Бога, а личные отношения человека и Бога. Иона чем-то напоминает нам учеников Господа Иисуса, ведь и у них были проблемы. Они не могли понять смысла слов Господних, теряли веру, тонули в море, мечтали о почестях и покинули Господа в Его испытаниях. Предваряя Новый Завет, Книга Ионы ставит перед человеком проблему личной веры и личного греха, поднимает вопрос о прощении, милосердии, жалости, а самое главное — о личном познании Бога.

*В своем трактате «Поэтика» Аристотель определил перипетию как «превращение действия в его противоположность».

 

Автор: Ирина Апатова
Фото: ИТАР-ТАСС; из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone