Тема

Наступают дни великой жажды

Михаил Черенков
Журнал/Архив/Номер 32/ Наступают дни великой жажды

«Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Амос 8:11–12)

 Наступают дни великой жажды

Современному цивилизованному человеку трудно представить отсутствие чего-либо как проблему. Не хватает в одном месте — можно купить в другом, привезти, попросить, обменять. Индустрия товаров достигла пика своего могущества и в состоянии обеспечить любой спрос на рынке. Производство знаний также как никогда успешно и прибыльно. В то же время человек столкнулся с катастрофическим дефицитом смыслов, ценностей, истин.

Древние пророки предвидели неутолимую жажду Бога на фоне пресыщенности, избалованности, самодовольства. Жажду страшную, потому что она не будет удовлетворена никакими суррогатами и станет губительной для человечества.

После того как человек отверг Бога и заменил Его своими богами, после того как он перепробовал все, что только можно, из глубины души снова возникнет жажда Слова, Правды, Бога, еще более острая из-за разочарования в испробованных заменителях. Обманутые тем, что прекрасно для глаз и дает знание, но не насыщает и не спасает, люди наконец прозреют, взыщут Бога, но уже не найдут.

История полна свидетельств в пользу названной закономерности — Бог терпеливо ожидает человеческого ответа, но после определенной черты, порога, меры предоставляет человека самому себе, оставляет его. Человек столь долго пренебрегает Богом, что приходит в себя лишь в Его отсутствие, когда уже слишком поздно что-либо менять.

В IX веке до нашей эры пастух Амос проповедовал израильскому народу об ответственности за дарованное знание Единого Бога и недостойную жизнь вопреки этому знанию. Пророк признавал исключительность, избранность народа, которому было доверено откровение, слово Бога. Но эта же блаженная избранность оборачивалась наказанием за безразличие к Богу, неверность Ему, уклонение от веры, забвение Слова.

Долготерпеливый Бог открыл Амосу, что наступает время, когда Он перестанет прощать тех, кто алчет погубить бедных (см.: Ам 8:4), наживается на нищете, покупает неимущих за серебро (см.: Ам 8:6). Пророк предвидит день, когда «истаявать будут от жажды красивые девы и юноши, которые клянутся грехом Самарийским и говорят: “жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!” — Они падут и уже не встанут» (Ам 8:13–14).

Разве не трагедия для богоизбранного народа, что красивые и молодые девы и юноши, сыны и дочери Бога, служат идолам, молчаливо одобряющим их беззакония, вверяют свою красоту и молодость богопротивным силам? Почему нас не пугает то, как легко отдаются бывшие церкви Европы под ночные клубы, бары, мечети; как быстро забывают «христианские» народы Божье слово и Его заповеди?

Спустя почти три тысячи лет после Амоса христианский мир, переполненный знаниями, словами, откровениями, текстами, гибнет без Слова от внутренней пустоты.

Интересно, кто из сильных мира сего, из государей христианских наций мог бы сказать вслед за Давидом: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому…» (Пс 41:3)? Не забыто ли имя Божье в тени пустеющих храмов, не вытеснено ли оно в анналы истории?

Пророчество Амоса справедливо и в отношении народа российского. Жажда власти, славы и богатства превратилась в культ. И на этом фоне массово процветают несправедливость, бесправие, бедность. «Гибель народу, гибель народу без слова Божия», — говорит старец Зосима у Достоевского.

Увы, Бог вспоминается тогда, когда Он вдруг становится «нужным» для человека. Ищут не Бога, а богатства (эти слова однокоренные). Как отмечают социологи-религиоведы, российское общество ориентировано на эффективность, на успешность, ничего общего не имеющие с религиозной ориентацией человека1.

Согласно данным социологической службы Gullap2, лишь для 34% россиян религия в жизни играет важную роль, причем, чем богаче человек, тем меньше у него интереса к религиозной тематике.

Но даже интерес к религии необязательно связан с интересом к Богу, с богоискательством и богопознанием. Иначе нельзя объяснить несоответствие между религиозной принадлежностью и верой, когда из числа церковных людей около половины не верят в Бога (об этом говорят и данные исследования Л. Андреевой, и более раннего исследования Левада-Центра3).

Люди крестятся, читают религиозную литературу, приходят в храм, молятся, но во всем этом доминирует утилитарный подход — что-то надо от Бога, Сам же Бог не нужен, неинтересен, скучен, слишком серьезен.

Пару лет назад мне в руки попала книга Дэна Кимбала «Они любят Иисуса, но не любят церковь»4. Автор пытался осмыслить причины, почему люди в поисках Бога не приходят в церковь или уходят из нее. Книга предлагает взгляд на церковь с точки зрения людей, их нужд, интересов.

Все это действительно важно, церковь должна быть живой, простой, привлекательной, доступной. Но мне кажется, что основная проблема сейчас уже не в церкви. Люди в церковь как раз идут, особенно по праздникам. Они очень любят «свою церковь» и «Иисуса своей церкви», а не Иисуса Евангелия, живого и не похожего на привычные картинки. Пора писать книгу о том, как любят церковь, но не любят и не ищут Иисуса — ни в любимой церкви, ни в обычной жизни.

Мир, в котором мы живем, знает о религии гораздо больше, чем авторы Библии, но древние пророки встречались с живым Богом и служили Ему, в то время как интерес наших современников внешний и откровенно корыстный. По словам Шейна Клейборна, христианского писателя, трагедия современного «христианства без Христа» в том, что «можно восхищаться Иисусом и поклоняться Ему, не делая того, что Он делал. Мы можем восхвалять учение Иисуса, не обращая внимания на те вещи, которые были предметом Его заботы. Мы можем склоняться перед Его крестом, отказавшись взять на себя наш крест»5. Можно вроде как спасаться, радоваться, пользоваться Богом, забывая, что «Аслан не ручной лев»6; теряя все, что от Него ожидали получить.

Всегда были и будут люди, духовный поиск которых более глубок и последователен, нежели у номинально религиозного большинства. Они готовы пойти за горизонт, отдать последние сбережения, изучить все священные книги в поисках Бога, без которого в мире, по словам Ницше, становится холодно и темно.

Раньше были известны священные места, в которых присутствие Бога было постоянным. Достаточно было проделать путь, пожертвовать временем, силами, деньгами, чтобы в конце паломничества встретиться с Богом, пережить встречу с Ним в храме, святилище, у ног святого или в беседе с учителем. Сегодня можно обойти море и сушу, но на некогда святом месте встретишь лишь «мерзость запустения», пугающую пустоту.

Есть библиотеки, религиозные энциклопедии, интернет-ресурсы, но слова Бога в них нет. Есть слова, а Слова нет. Есть храм, но без Бога. Есть знания о вере, а веры нет. Это соседство религиозного богатства с незаполняемой внутренней пустотой — знамение жажды последних дней, о которой издревле говорили пророки.

Человек привыкает к положению вещей, когда все можно найти на определенной полке магазина или по известному адресу. Но нам знакомо и то, какие волнения начинаются, когда вдруг с прилавков пропадает соль, которой всегда было много; когда за хлебом выстраивается длинная нервная очередь; когда пустые магазины закрываются и деньги-бумажки не на что обменять. Люди впадают в панику, когда простые, но жизненно важные вещи вдруг исчезают, оказываются недоступными.

Мир привык к голосу Бога и перестал воспринимать Его всерьез. Кажется, Бог никуда не денется, отзовется, явится, поможет в трудную минуту. Люди так долго злоупотребляют добротой и терпением Бога, что могут не заметить, как останутся без Него.

Голоса древних пророков взывают к совести и сознанию опьяневших от греха и вседозволенности людей. Они проповедовали и «лето Господне благоприятное», которое уже проходит, и «день мщения», который приближается (Ис 61:2).

Исаия, современник Амоса, звал к Богу, который милостиво принимает и напояет: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра…» (Ис 55:1). Амос же говорил об упущенном шансе, об ужасе последних дней, когда жажда Бога останется безответной. Услышат ли люди эти пророческие голоса? Взыщут ли Бога, пока можно найти Его; воззовут ли к Нему, пока Он близко (см.: Ис 55:6)? Дни великой жажды наступают.

Соседство религиозного богатства с незаполняемой внутренней пустотой — знамение жажды последних дней, о которой издревле говорили пророки.

1 Андреева Л. Религиозность молодежи российских высших учебных заведений в контексте религиозности россиян // Религиозная свобода. — №15, 2010. — С. 248–254.
2 http://www.rian.ru/religion/20100903/271870491.html
3 http://www.levada.ru/press/2008031104.html
4 Dan Kimball. They Like Jesus, But Not The Church. — Grand Rapids: Zondervan, 2008.
5 Клейборн Ш. Путь. Как жить по-христиански сегодня, реально изменяя жизнь. — М.: Эксмо, 2010. — С. 101.
6 Льюис К. С. «Хроники Нарнии».

 

Автор: Михаил Черенков
Фото: ИТАР-ТАСС


Работает на Cornerstone