Тема

«Дай мне этой воды...»

Сергей Корякин
Журнал/Архив/Номер 32/«Дай мне этой воды...»

Размышления о Евангелии от Иоанна (4:4–42)

«Дай мне этой воды...» Господь Иисус встречает у колодца самарянку и ведет с ней беседу. Обстоятельство довольно странное, ведь между иудеями и самарянами была настолько сильная неприязнь, что один из еврейских мудрецов сказал: «Вкушающий хлеб самарянский подобен вкушающему мясо свиньи»1. Даже деньги при торговле от иудеев к самарянам передавались через сосуд с водой — один клал, другой брал. Кроме того, ни один добропорядочный иудейский раввин, каковым считали и Христа (см.: Ин 1:38, 49; 3:2, 26), не стал бы говорить с женщиной, особенно в отсутствие свидетелей2. Но Христос показывает, что Он выше этих запретов и предубеждений, ведь Он «пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф 18:11).

Эта сцена происходит возле колодца Иаковлева (см.: Ин 4:6), и евреи, читающие эти строки, сразу могли бы вспомнить, что посланный Авраамом слуга нашел Исааку жену возле колодца (см.: Быт 24). Подобно и Иаков повстречал Рахиль возле колодца (см.: Быт 29). Моисей познакомился со своей будущей женой Сепфорой также возле колодца (см.: Исх 2). И когда мы читаем о Христе, встречающем самарянку возле колодца, напрашивается аналогия.

Однако Господь встречает здесь не чистую, непорочную девушку (как в ветхозаветных историях), а практически блудницу, и не единоплеменницу, а самарянку. Их диалог и дальше строится на контрастах: Христос просит у самарянки воды, при этом Сам стремится дать ей нечто большее — «воду живую». Она говорит Ему о земном, Он ей — о небесном. Она — о преходящем, Он — о вечном.

И все же по разговору видно, что самарянка знает много и о духовном. Она знает об истории своего народа, который произошел от «отца нашего Иакова» (Ин 4:12), о его надеждах, что «придет Мессия» (Ин 4:25). Женщина даже знает, что Богу нужно поклоняться «на этой горе»3 (Ин 4:20), и знает, каким должен быть пророк (см.: Ин 4:19). Тем не менее это знание никак не влияет на ее жизнь. Это знание традиций ее народа, полученное «по наследству», но не ставшее частью ее собственной жизни. Она понимает это умом, но не сердцем. Поэтому Христос постепенно переводит разговор с материального на духовное и подводит его к моменту, когда она просит у Него воды. «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды…» (Ин 4:15) — говорит женщина. Но вместо обычной воды Христос дает ей воду живую, которую она принимает вместе с обличением, наставлением и милостью. Ясно видно, что самарянка получила эту воду, потому что она «оставила водонос свой и пошла в город», призывая людей посмотреть, «не Он ли Христос?» (Ин 4:28–29).

Встреча с Источником живой воды заставила женщину переосмыслить свою жизнь, пренебречь позором своего положения и свидетельствовать соплеменникам о том, что она испытала. После ее свидетельства к Иисусу приходят жители самарянского города и просят Его «побыть у них» (Ин 4:40). И после двух дней Его пребывания с ними люди свидетельствуют о своей вере: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин 4:42). Самаряне испытали то, что испытала женщина, они приобрели тот опыт, на который позже ссылается в своем послании апостол Иоанн: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни…» (1 Ин 1).

Эта история прерывается эпизодом, когда посланные ученики приходят обратно к колодцу и приносят еду. И контрасты продолжаются: ученики говорят о земном хлебе, о пище, которая приносит временное насыщение, а Господь говорит им о духовном, о том, что у Него есть пища, которой они не знают (см.: Ин 4:32–34). С учениками Христос был все Свое время, с самарянкой — полчаса или час. Однако ей легче было уверовать, чем ученикам. В последующих главах Евангелия от Иоанна Христос часто упрекает учеников в маловерии или неверии (см.: Ин 14:9; 16:31; 20:29 и др.), и Евангелия противопоставляют ученикам уверовавших: женщин, язычников, калек — людей низкого положения и великой веры.

Похоже, зачастую мы сами напоминаем учеников Христа, много знающих о Нем, но не знающих Его. И мы чаще готовы спорить на богословские темы, чем делиться своим опытом личной встречи со Спасителем. Порой легче рассказать о чужом опыте, а собственный будто забывается: «В нашей церкви есть женщина, которую Господь исцелил»; «Я знаю бывшего наркомана, который после одной молитвы завязал с наркотиками»; «У нас есть человек, который чудом выжил в страшной аварии». Но где же наша собственная история? Где тот колодец, к которому мы пришли, мучимые жаждой, и возле которого встретили Господа?

И все же Христос приходит к нам, как пришел к самарянке. Приходит не для того, чтобы отнять у нас что-то или «получить по счетам», а чтобы дать. Приходит, невзирая на наше противление Ему, путаницу в наших представлениях о Нем, далекий от евангельского образ жизни. Приходит, чтобы дать нам шанс прийти к Нему и привести с собой других.

Он вторгается, когда мы не ждем Его и занимаемся повседневными делами. Его желание как истинного Жениха освятить и очистить, чтобы мы не имели ни пятна, ни порока (см.: Еф 5:26–27). Наша же задача — услышать Его и попросить воды живой. Если мы ее не получим и у нас не будет источника, который течет в жизнь вечную (см.: Ин 4:14), то нам нечего будет передать другим. История самарянки говорит нам, что надо иметь веру, но что эта вера должна быть «своей». Здесь речь идет о вере не как о наборе «правильных» знаний и догматов, но как о личном опыте богообщения, об опыте, пробивающем в нашем сердце то русло, по которому потекут потоки живой воды. Чтобы и мы сами могли сказать: «…уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин 4:42).

1 Мишна Шебиит (8:10). (Пер. с англ. Н. Корякиной.)
2 Keener C. The IVP Bible Background Commentary: New Testament (Downers Grove: InterVarsity Press, 1993), p. 272.
3 Имеется в виду гора Геризим, на которой самаряне воздвигли храм, альтернативный Иерусалимскому.

 

Автор: Сергей Корякин
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone