Тема

Отклик на Божью благодать

Сергей Корякин
Журнал/Архив/Номер 31/Отклик на Божью благодать

Отклик на Божью благодать

Какой смысл мы вкладываем в слово «благодать»? Первое, что приходит на ум: благодать — это что-то хорошее, данное людям для наслаждения и радости. Если обратиться к толковым словарям, то почти все они сходятся в том, что в житейском смысле благодать понимается как состояние умиротворения, покоя и блага, в то время как в религиозном значении благодать — это сила, ниспосланная Богом в помощь человеку. Так или иначе, ответ на вопрос заложен в самом слове «благодать»: благое даяние, или данное нам благо.

Но кем это благо дано? И вообще, что такое благо? Ответы на эти вопросы зависят от убеждений отвечающего. Один скажет: «Благо — это то, что хорошо для меня и моих близких». Другой: «Благо — это то, что хорошо для всех людей». Один будет убежден, что он сам хозяин своей судьбы, а другой посчитает, что всем, что он имеет в жизни, он обязан кому-то еще. Ответы на эти вопросы различны — как, впрочем, различен и образ жизни людей, дающих эти ответы. Один сам решает, что ему хорошо, и сам себе добывает это благо, зачастую пренебрегая интересами других. Другой же, часто чувствуя себя обязанным кому-то и отвечающим перед кем-то, пытается понять, кем всё даровано и ради чего он существует.

Воплощенная благодать

В учении о благодати христианство сводит воедино эти вопросы: что такое благо, от кого и для кого оно, сам ли я хозяин своей судьбы или отвечаю перед чем-то или кем-то? Как и в толковых словарях, в христианском учении существует несколько определений слова «благодать». Так, в Библии «благодать» может обозначать милость и благую волю Божью к людям (см.: 1 Пет 5:11) или же дары Святого Духа, данные верующим для изменения их жизни и служения по замыслу Божию (см.: Еф 4:7). О благодати говорится и как о силе Божьей, помогающей людям (см.: 2 Кор 12:9)1.

Однако под благодатью подразумевается и то, без чего все вышеперечисленное немыслимо, — спасение, данное людям через служение Иисуса Христа (см.: Рим 3:24; 5:15). В Евангелии от Иоанна мы читаем: «…ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (1:17). В разговоре между Богом и Моисеем на Синае звучит мысль о том, что признак благоволения Бога к народу (букв.: «благодати в очах Его», см.: Исх 33:12–13; 16; 17) состоит в том, что Сам Бог пойдет со Своим народом в землю обетованную. И Господь повел Свой народ по пустыне, пребывая с ним в столпе огненном и облачном. Поэтому в понимании евреев благодатью Божьей было присутствие Самого Бога посреди народа. И позже, вспоминая об этом, евангелист Иоанн видит, что благодать — это не просто нечто, но Некто2. Словно довершая свою мысль, в следующем стихе он говорит, что Бог, которого никто никогда не видел, был явлен людям через воплощение Сына Божьего Иисуса Христа (см.: Ин 1:18). Таким образом, в представлении христиан благодать — это присутствие Бога в человеческой жизни со всеми Его дарами. Это присутствие, дарующее людям помощь, наставление, силу и защиту.

Как у Христа за пазухой?

Казалось бы, что может быть лучше такой благодати? Живи себе «как у Христа за пазухой», как говорит присказка. И действительно, некоторые из нас воспринимают христианство как некое убежище от невзгод, где можно спрятаться, если на жизненном горизонте сгустятся тучи. Часто можно встретить людей, обозначающих свою веру фразами: «Я крещеный»; «Я православный»; «Я в Бога верю»; «Я по праздникам хожу в церковь». И они полностью уверены, что уже сделали все необходимое со своей стороны, чтобы в их взаимоотношениях с Богом все было легко и удобно. Никаких радикальных перемен, никаких обязательств.

Есть и другой тип людей, на первый взгляд гораздо серьезнее подходящих к вере. Они исправно ходят в церковь, молятся, читают назидательные книги, постятся и, если надо, несут служение. Они даже могут наставить не сведущих в вере, помочь советом, подобрать нужную литературу и т. д. Однако на поверку оказывается, что их христианство часто ограничивается определенным набором представлений о Боге, нравственных правил и идей о том, как должна выглядеть жизнь верующего человека. Сформировав определенное религиозное мировоззрение, эти люди пытаются спрятаться от собственных трудностей и обязательств за удобными правилами — точно так же, как и те, кто ищет в номинальных отношениях с Богом гарантию спокойствия и защиту от зла.

Но разве есть в этом что-то дурное? Разве не должны мы искать у Бога защиты и находить в Нем исполнение наших желаний?

Похожими вопросами руководствовались и ученики Христа. Евангелия описывают много случаев, когда ученики явно не понимали того, чего на самом деле от них ожидает Господь. Так, например, в Евангелии от Марка эта тема становится одной из ключевых в повествовании. В 8-й главе мы видим, как в ответ на предсказания Христа о Своей смерти, апостол Петр пытается возразить Ему и предложить свой план развития событий (8:31–32). В 9-й главе в ответ на слова Учителя о Своей смерти ученики рассуждают о том, кто из них главнее (см.: 9:30–35). В 10-й главе, после того как Иисус возвещает о Своей близкой смерти, к Нему подходят Иаков и Иоанн с просьбой разрешить им править вместе с Ним в Его будущем Царстве (см.:10:33–37). Эти три эпизода объединены одной и той же мыслью: ученики стремятся получить от Христа исполнение своих желаний и воплощение своих надежд, хотят жить «как у Христа за пазухой». Однако Господь Иисус ожидает от них совсем иного.

В представлении евреев Мессия (Христос) должен был освободить народ от римского господства, избавить от болезней, невзгод и грехов и установить Свое земное Царство. Поэтому ученики не могли понять слова Христа о предстоящей смерти. В каждом из этих эпизодов, отвечая ученикам, Христос предлагает нелегкий путь следования за Ним. Суть всех Его ответов в том, что желающие стать Его последователями должны «отвергнуться себя», то есть отказаться от собственных интересов и притязаний на легкую жизнь, и «взять свой крест» (Мк 8:34), то есть разделить ту же участь, что и их Учитель.

Дешевая благодать

С особой остротой воспринял этот призыв Христа немецкий богослов и пастор Дитрих Бонхеффер в годы, когда его народ подпал под влияние нацистской идеологии. Многие христиане выбрали путь наименьшего сопротивления, решив поддерживать нацистский режим. Они предпочли спокойную и сытую жизнь, не задумываясь над тем, что христианство призывает их жертвовать своими интересами ради Христа и ближних. Именно тогда Бонхеффер написал книгу «Хождение вслед», на первых страницах которой он осудил подобное отношение, назвав его дешевой благодатью:

«Дешевая благодать — это благодать как бросовый товар, задешево полученное прощение, утешение, таинство; благодать как неистощимый церковный склад, откуда беспечно и расточительно идет легкомысленная раздача; благодать без цены, без стоимости. Будто сущность благодати состоит именно в том, что счета оплачены вперед на все времена. А по оплаченному счету все можно получить задаром... Дешевая благодать — это благодать, не требующая от нас перемен. Она проповедует прощение без раскаяния, крещение вне надзора общины, причащение без исповедания грехов, отпущение грехов без исповеди. Дешевая благодать — это благодать без следования Спасителю, благодать без креста, благодать без живого воплощенного Иисуса Христа…»3

Если нам нужна необременительная вера в Бога, то добиться ее можно лишь на своих условиях, живя по своим меркам. Такая вера может выглядеть благопристойно, но на деле она не имеет ничего общего с тем образом жизни, который определен Богом. По мнению Бонхеффера, люди, называющие себя христианами, не имеют права безответственно относиться к благодати, потому что Сам Бог дорого заплатил, чтобы даровать ее:

«Благодать дорогá прежде всего потому, что она дорого стала Богу, что она стоила Ему жизни Его Сына — "вы куплены дорогою ценою", — и потому, что для нас не может быть дешево то, что дорого обходится Богу. Благодать она прежде всего потому, что Богу Его Сын был не дороже нашей жизни, и Он отдал Его за нас» 4.

Чтобы спасти и помиловать нас, Сын Божий стал одним из нас. Он жил посреди нас, уча, исцеляя, изгоняя бесов, наставляя заблудших на путь правды. Но вместо благодарности мы предали и распяли Его. Он стал жертвой людского страха, предубеждений, зависти и амбиций. Прав был Достоевский, сказав устами Великого Инквизитора, что людям нужны «для их счастия… чудо, тайна и авторитет»5. Чудо легко заставит поверить, тайна даст ощущение принадлежности к чему-то великому, а авторитет избавит от личной ответственности. Такие взгляды были свойственны как толпе, окружавшей Христа, так и современникам Бонхеффера, готовым ради спокойной жизни поступиться христианскими ценностями. «Дешевая благодать» — выражение, как нельзя лучше описывающее подобные умонастроения.

Бонхеффер присоединился к гонимому меньшинству, потому что осознавал, что у благодати есть двойная цена: цена, которую платит Бог, и цена, которую платим мы, принимая эту благодать. Он понимал, что Божья благодать дана нам не для того, чтобы мы подчинили ее своим интересам, но для того, чтобы мы подчинили свои интересы Божьей воле.

Но в чем состоит Божья воля и в чем нам надо измениться?

Призыв благодати

Когда, откинув ложные домыслы, мы прислушиваемся к голосу воплощенной благодати, к голосу Иисуса Христа, мы слышим все те же слова: «… отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф 16:24). Как и апостолам, нам нужно пройти путь от ложных представлений к истине, от жизни ради себя — к жизни ради Бога и ближних, от неверия и суеверия — к настоящей, живой вере.

Что значит отвергнуться себя? Это значит избавиться от того, что нам мешает любить Бога и окружающих. Зачастую мы полагаем, что вера в Бога не подразумевает никакой ответственности и отдачи, что можно ограничиться исполнением обрядов и неких «добрых дел». Для христианства же вера — это живое личное общение, в котором человек открывается навстречу святому Богу. В этом общении должны уйти всякий страх, всякий эгоизм, всякое непрощение — все, что подспудно составляет добрую часть нашего «я», — уступив место доверию, самопожертвованию и милости. Научившись видеть свои мысли, слова и дела в свете благодати Божьей, мы сможем по-настоящему научиться отвергаться себя.

Что значит взять свой крест? Это значит не искать легких способов отвергнуться себя. Как часто хочется, чтобы избавление от греха или болезни происходило по одной молитве, обидчик вразумлялся от одного слова, а проблемы решались в одно мгновение. Однако даже всемогущий Бог выбрал иной путь, который в итоге привел Его на крест. Наши духовные проблемы, как и любые серьезные недуги, не уходят сами собой, но требуют времени, усилий, терпения, чтобы их преодолеть. Главное — не отчаиваться и помнить, что у нас всегда есть к Кому обратиться, чтобы «получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр 4:16).

И наконец, что значит следовать за Иисусом Христом? Это значит доверять Ему во всем и идти за Ним, не оглядываясь на прошлое и не опасаясь будущего. Часто нас гнетут неприятные воспоминания, невыполненные обещания, нерешенные вопросы или страшат непредсказуемые ситуации, будущие планы, безнадежные перспективы. Однако в следовании за Христом нам нужно привыкнуть жить и общаться с Ним в настоящем, чтобы учиться мыслить, говорить и поступать, как Он. Именно в этом мы узнаем силу Божьей благодати не понаслышке, а на собственном опыте.

Божья благодать призывает нас к действию, к радикальным, зачастую довольно болезненным переменам в нашей жизни. Но как интересно видеть, что эти изменения открывают нам Бога, наших ближних и нас самих в новом свете. И как радостно чувствовать свободу от того, что угнетало и губило нас прежде. Как необычно ощущать силу Божьей благодати, которая способна «сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем»! Пусть каждый наш день станет ответом на Божью благодать — откликом любви и доверия, готовностью прощать и жертвовать, стремлением жить с Богом в настоящем.

1 Помазанский М. Православное догматическое богословие. — М.: Даръ, 2005. — С. 303–305.
2 Tsutserov A. Glory, Grace, and Truth: Ratification of the Sinaitic Covenant according to the Gospel of John (Eugene: Picwick Publications, 2009), pp. 167–168.
3 Бонхеффер Д. Хождение вслед / Пер. с нем. Г. М. Дашевского. — М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2002. — C. 13–15. (Цитата дана с небольшими изменениями. В русском переводе выражение billigе gnade звучит как «дешевая милость», но может переводиться и как «дешевая благодать».)      
4 Там же.
5 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Ч 1–2. — М.: Правда, 1981. — С. 329.

 

Автор: Корякин Сергей

 

Работает на Cornerstone