Тема

Управляемое суеверие

Евгений Душаков
Журнал/Архив/Номер 30/Управляемое суеверие

«Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!»

А. С. Пушкин

Управляемое суеверие 

Способность удивляться дана детям безусловно. Мы, к сожалению, часто теряем ее. Жизненный опыт, постоянный и безграничный поток информации притупляют эту природную способность человека. Но вот на днях, в свои уже зрелые годы, я снова был удивлен. И удивили меня не достижения науки или рассказ о космических просторах, а, как всегда, люди. В одной передаче, посвященной криминальной ситуации в нашей стране, был показан сюжет о новом виде мошенничества. Вроде бы ну что тут удивительного? Слушайте дальше... Двое африканцев продавали нашим бизнесменам черную нарезанную бумагу, которая после ряда несложных магических процедур при благоволении духов должна была превратиться в настоящие стодолларовые купюры. Я ни за что бы не поверил, что на это могут купиться люди, которые зарабатывают большие деньги, проводят какие-то расчеты, совещания, совершают коммерческие сделки, то есть задействуют свой мозговой аппарат, если бы не этот сюжет. Поймали чернокожих молодых парней на получении ими доли в этом процессе (они брали от 30 до 50% настоящих денег от суммы заказа). Российский бизнесмен заказал им сотворить ему из бумаги 700 тыс. (не фальшивых!) долларов, нимало не сомневаясь в успехе предприятия. Он свято верил в то, что из бумаги могут появиться самые настоящие деньги, и очень удивился, увидев оперативников.

Воистину безгранична вера человека. Или все-таки это суеверие? Какое влияние суеверие оказывает на жизнь людей сегодня? Что оно нам дает и что отнимает? Почему суеверие не исчезает, несмотря на технический прогресс, но занимает все новые территории и сферы человеческой жизни? Постараемся найти ответы хотя бы на некоторые из этих вопросов.

Мне всегда было интересно наблюдать за тем, как расширяются вроде бы уже окончательно сформировавшиеся границы и горизонты нашей жизни. Это и правда интересно, потому что на самом деле предела нет. Данная аксиома верна и в отношении физических возможностей человека, и в отношении архитектурных изысков современных строительных проектов, природных явлений и т. д. Но более всего меня поражает беспредельная вера человека в свои же фантазии, в навязанные кем-то идеи и очень часто попросту в ничто. Я говорю о феноменальной живучести суеверий в нашей жизни.

Доходчиво и лаконично выразил сущность суеверия иерей Алексий Колосов: «Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное — как доверие тому, что недостойно доверия»*. Другими словами, мы добровольно верим в нечто не имеющее никакого основания для существования, кроме нашего желания видеть это нечто в нашей жизни. То есть мы сами лепим себе новых кумиров. Но формулировки и объяснения — еще не решение проблемы. Можно объяснить суть явления, показать пагубное действие заблуждения, но, чтобы избавиться от проблемы, нужно знать причину ее возникновения. Строки Пушкина, стоящие в эпиграфе этой статьи, как мне кажется, дают ключ к разгадке возникновения суеверий: мы сами рады быть обманутыми. А потому неудивительно, что есть масса людей, которые захотят этим воспользоваться.

Вообще, сама география действия суеверий в жизни человеческого общества давно вышла за рамки языческих обрядов, народных примет и незамысловатого деревенского быта. Суеверие, как и любое другое явление, трансформируется, приобретая новые, понятные современным людям формы. Иначе как объяснить феноменальный успех телевизионных каналов, которые до сих пор эксплуатируют желание людей повлиять на ход своей жизни с помощью оберегов, талисманов, самозванных и потомственных колдуний и ведьм? Человек сам ищет соломинку, чтобы почувствовать уверенность хотя бы в чем-нибудь. И современное ТВ с радостью предоставляет ему эту услугу — за его же деньги. Все просто, и ничего нового: есть спрос, который неминуемо рождает предложение. Если же такой потребности нет, то нужно ее создать. В этом состоит основной постулат современной рекламы — управляемого суеверия.

Известно, что, если не можешь справиться с народным движением, возглавь его и направь в нужное тебе русло. И поэтому сегодня с суевериями уже не борются, их умело эксплуатируют и зарабатывают с их помощью большие деньги. Суеверие — один из самых живучих поражающих человека вирусов. И вирус этот управляемый. Он как бактериологическое оружие в руках завоевателя. Люди хотят быть значимыми в социуме — это спрос. Мы покажем, как и с помощью чего это можно сделать, говорят рекламщики, — это предложение. Ты хочешь быть уверенным в себе? Это спрос. Мы поможем тебе приобрести уверенность c помощью вещей — снова уверяет нас реклама, продавая нам свое предложение. Формула успешной рекламы очень четко отображает действие суеверия в нашей жизни. Спешу познакомить вас с этой формулой (взята из статьи Феликса Изосимовича Шaркoва, доктора социологических наук), используя которую людей заставляют верить в то, чего нет. Это так называемый механизм социально-управленческого воздействия на потребителя. Всем известно, что потребность и реклама взаимообусловлены. То есть рекламируются товары, произведенные на основе человеческих потребностей, а новые потребности могут формироваться под воздействием рекламы. Итак, шаги достижения:

  1. вскрытие потребностей (Чего же ты хочешь, человек?);
  2. установление связей между потребностями и товаром (Может быть, это тебе поможет?);
  3. убеждение в достоинствах товара (Это лучшее, что есть на сегодняшний день);
  4. возбуждение желания приобрести его (Как ты красив в этом! Выглядишь на миллион долларов);
  5. стимулирование к приобретению (Купи! И забудь свои проблемы! Начинается новая жизнь!).

В соответствии с этой формулой мы постепенно становимся дойными коровами, которые только и ждут, чтобы их подоили. И предложение не заставляет себя ждать. Как грибы после летнего дождя появляются всевозможные модные бренды — подпорки для неуверенных в себе людей.

Бренды — новые идолы и кумиры, которые создает и которым поклоняется неимоверное количество людей. С их помощью люди пытаются строить свою жизнь, имидж, корректировать и транслировать свое социальное положение. По брендам одежды люди судят об уровне нашей успешности в жизни. Человек как таковой не важен, он лишь носитель, вешалка для всевозможных брендов. «О тебе и обо мне судят по нашим машинам», — поет Андрей Макаревич. Вторичное возвышается над первичным, вещи становятся важнее людей. И вера в то, что с помощью вещей, марок машин, дорогих часов, места прописки, наличия определенной внешности, популярности ты можешь быть (и точно будешь!) счастлив, — это и есть современное суеверие, которое поражает множество умов и сердец. Последствия мы видим: люди поклоняются твари вместо Творца, мужья бросают постаревших жен, меняя их на более престижных моделей, дети стыдятся непродвинутых родителей, девушки выбирают парней по марке машины, телезрители покупают престижные, но ненужные предметы, захламляя свою и без того полную вещей, но свободную от смысла жизнь. Визуальное восприятие мира плюс материалистическое мышление и таковые же ценности делают нас отличной пищей для машины потребления. На протяжении дня нам расскажут, что есть и что пить, во что нужно одеваться, чтобы быть в формате, расскажут, в каких ресторанах престижно отобедать и какой посудой сейчас модно пользоваться. Рекламное телевидение сформировало уже не одно поколение потребителей и продолжает клонировать поглотителей своего продукта. И люди верят в то, что, глотая пиво определенной марки, они поддерживают свою любимую футбольную команду. Надевая одежду престижной марки, люди на самом деле начинают чувствовать, что стали чуть выше, чуть краше, чуть успешнее, чем рядом живущие. Но эта вера в ничто крадет нашу жизнь, деформирует наш мозг, лишает нас возможности общаться с разными людьми, да и сами мы постепенно становимся неинтересными, как неинтересен манекен в магазине, который ценен только маркой одежды, в которую одет. Это ужасно, но не ново. Издревле люди выбирали то, чем можно хвалится и с помощью чего заявить о себе миру. Очень лаконично и точно выразил это псалмопевец Давид: «Иные — колесницами, иные — конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (Пс19:8, 9).

Кто-то однажды верно сказал, что там, где изгоняется Божество, появляются призраки. Это высказывание очень популярно и актуально до сих пор. Масса всевозможных призраков появляется и сегодня. Их сущность — зыбкость и беспочвенность. Их жизнь зависит от наших решений. Человек или продлевает призрачному суеверию жизнь, соглашаясь жить по законам, которые были ему этим призраком навязаны, или уничтожает призрак, выбирая веру в Создателя. И вера эта дейстивительно способна возвысить нашу жизнь.

Апостол Иоанн очень ясно говорил о дьявольских попытках занять сердце человека чем угодно, лишь бы там не оставалось места для Творца и Спасителя нашего Бога. Но он же сказал нам и о том, что Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире. Я глубоко убежден в том, что избежать веры в суетное невозможно, если не верить в Создателя, разрушающего кумиров. Еще никогда в истории не удавалось примирить веру и суеверие — этот конфликт вечен. Попытки, конечно, были, предпринимаются они и сейчас, но, если человек верит в Создателя, суеверию нет места в сердце, потому что оно занято. Верующий человек освобождается от мирских трафаретов, клишированных форм и больше не оценивает себя с этих позиций.

Сегодняший мир разбалансирован, лишен былой гармонии. В одном регионе мира идут проливные дожди, другой иссушает засуха. У одних людей преобладает религиозный фанатизм, а другими управляет атеистический цинизм. И потому всем нам необходима гармония, сбалансированность нашей жизни, которую мы утрачиваем, отрицая или попросту не замечая Творца. Конечно, есть и сегодня попытки достичь гармонии без Создателя, на основе анализа наших душевных переживаний и эмоций, добрых дел и мудрых книг. Но такая попытка представляется мне желанием музыкальных инструментов создать музыкальный шедевр без участия музыкантов и дирижера. Мы понимаем, что, как бы ни старались инструменты, как бы они ни выглядели красиво и богато, без музыканта любой инструмент — лишь кусок дерева или металла. Только в руках Бога человек может, подобно инструменту, зазвучать прекрасными звуками в общем хоре хвалы Создателю. Без Него любые звуки, нами издаваемые, будут лишь дополнять бессмысленную какофонию хаоса.

 

Автор: Евгений Душаков

 

Работает на Cornerstone