Тема

На крыльях веры

Екатерина Васильева
Журнал/Архив/Номер 30/На крыльях веры

На крыльях веры

 Обычно человек говорит: я верую в Бога. Но что мы подразумеваем под словом «вера»? Какой смысл вкладываем в него? Если мы верим, что где-то Кто-то есть, Кого мы называем Богом, это не есть вера. Это только гипотеза.

Вера изначально предполагает, что Бог есть. Для христианина эта аксиома, то есть постулат, не требующий доказательств. Мне могут возразить: как же так, как можно принять без доказательств, что Бог есть? Но ведь если быть честными, то постулат, что Бога нет, тоже принимается без доказательств. Атеист в определенной степени — тот же верующий, только он верит, что Бога нет.

Так что же такое вера? Во всяком случае это не просто утверждение, что Бог есть. Однако, принимая постулат, что Бог есть, мы можем сделать следующий шаг — спросить, кто Он, какой Он, чего Он хочет от нас, чего мы ждем от Него. То есть вера — это взаимоотношения с Богом, диалог с Ним. Ибо, если человек говорит, что он верит в Бога, но не общается с Ним, это или абсурд, или намеренное сопротивление. Такая вера равносильна неверию. Кстати, очень часто атеисты, утверждающие, что Бога нет, как раз имеют отношения с Богом, они постоянно воюют с Ним. И это, согласитесь, тоже абсурд, ибо как можно воевать с Тем, Кого нет? Так что вера — положительная или отрицательная — всегда есть взаимоотношения с Богом.

Апостол пишет: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1).

Уверенность в невидимом прямо проистекает из нашего предыдущего тезиса, и это непременное условие веры. А что же такое «осуществление ожидаемого»? Чего мы ждем от Бога? Конечно, спасения. Мы верим, что Бог нас спасает. Но какова в этом роль веры? Вспомним одну старую притчу.

Некий человек упал в пропасть. Но успел зацепиться рукой за куст, растущий под самым обрывом. Он повис и, понимая, что вот-вот рухнет в пропасть, взмолился: «Господи, спаси меня!..»

Но в ответ ни звука.

Человек снова стал молиться, уже громко крича: «Господи, спаси же меня!..»

Снова тишина. Человек закричал еще громче: «Если Ты есть, спаси меня, Господи!!!»

И вдруг слышит голос с небес: «Веришь ли ты в Меня?»

Человек обрадовался, что Бог его услышал, и закричал во весь голос: «Верю, верю, Господи, только спаси меня!..» — «Если веришь, отпусти руки, не держись за куст!»

Итак, вера — это доверие Богу. Нельзя верить в Бога и не доверять Ему. Но что значит «доверять Богу»?

Конечно, мы хотим, чтобы Бог дал нам спасение, снял с нас грехи, исцелил от болезней, избавил от несчастий, помог построить счастливую жизнь, дал счастье и благополучие нашим детям и т. д. Но разве Бог — золотая рыбка? А если Бог хочет нам дать не здоровье и благополучие, а испытание и болезни, как Иову, или потребует отдать единственного Сына, как потребовал у Авраама? Будем ли мы тогда верить Богу, останется ли у нас хоть капля доверия к Нему?

Да, Библия говорит, что Бог — Творец всего сущего, сотворил человека, что Он — наш Отец и не хочет, чтобы кто-то из Его детей погиб. Но если мы верим, что Бог нам что-то должен, мы очень далеки от веры. Мы не знаем, какими путями Бог хочет вести нас к спасению, Его пути не наши пути, а потому от нас и требуется доверие.

Но ведь сказано, что «вера — это осуществление ожидаемого», «по вере вашей да будет вам» (Мф 9:29). Попробуем посмотреть на слова апостола иначе: если имеется в виду осуществление не ожидаемого нами, а того, чего Бог ждет от нас? Ведь вера — это взаимоотношения, а значит, не только мы чего-то ждем от Бога, но и Он чего-то ждет от нас. Так чего же ждет от нас Бог?

Слово «вера» — в еврейском языке «эмуна» — происходит от слова «аман» — «верность». Именно верности и ждет Бог от человека, будучи Сам верен Своему слову. Но в этом-то человек очень часто оказывается не на высоте. Много раз пророки обвиняли Израильский народ в неверности, называя Израиль (в еврейском языке — женского рода) блудницей, неверной женой.

Но Бог долготерпелив и многомилостив. Он ждет, что человек научится верности. И снова и снова взывает: «Адам, где ты?» Он взывает к Аврааму, Моисею, Давиду, Петру, Павлу, к тебе, ко мне… И кто-то отвечает и выходит навстречу Богу, как вышел Авраам. И поднимается на гору, как поднялся Моисей. И поет и славит Бога, и открывает Ему свое сердце, как Давид. Оставляет свои сети и следует за Ним, как Петр. Падает, и встает, и из гонителя Савла становится апостолом Павлом.

К каждому из нас обращен Божий призыв. И ответ на него — наша вера. Это и есть осуществление ожидаемого. И тут можно сказать, что не только человек верит в Бога, но и Бог верит в человека, как говорил великий проповедник Евангелия ХХ века митрополит Антоний Сурожский. Бог доверяет человеку, хотя мы не заслуживаем доверия, многажды солгав и обманув, но Бог остается верным, несмотря на нашу неверность. И Господь радуется каждому проблеску нашей веры — верности хотя бы в малом. И ради этого готов передвинуть горы, изменить лицо земли, сотворить заново вселенную, положить к нашим ногам весь мир. «…что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс 8:5) — восклицает псалмопевец.

Невозможно не восхититься Божьим милосердием! Невозможно не увидеть Его заботы о каждом из нас! Невозможно не признать, что нам дано больше, чем мы заслужили, а еще больше нам обещано! Вера — это ответ сердца, благодарного Богу за то, что Он создал нас, призвал «из тьмы в чудный свой свет» (1 Петр 2:9), открыл путь спасения, обещал даровать Царство Небесное.

Вера вере рознь, «и бесы веруют и трепещут» (Иак 2:19). Вера проста, ибо ее Бог находит в самых простых сердцах — ребенка, простеца, пастуха, рыбака. И она сложна, ибо ставит в тупик ученых мужей — философов, богословов, мудрецов. Она есть дар Святого Духа (см.: 1 Кор 12:9), но она требует наших усилий — шага веры, подвига веры, свидетельства веры. Причем вера нам помогает понять не только кто есть Бог, но и самих себя, и окружающий нас мир.

Вера может быть робкой, некрепкой, маленькой, даже крошечной, меньше горчичного зерна. Но она не может быть половинчатой, в три четверти или пять седьмых, либо вера есть, либо ее нет. Обычно человеку для полноты веры не хватает решимости, дерзновения, жажды высоты, духовного масштаба. Потому и Христос называет нас маловерами: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф 6:30). Но именно вера дает истинную свободу, помогает душе расправить крылья и взлететь в небеса, где она обретет себя в объятиях Бога. Есть такое выражение «крылья веры». Не имеющий веры не испытает счастья полета.

 

Автор: Екатерина Васильева

 


Работает на Cornerstone