Тема

«Не хочу учиться…»

Михаил Черенков
Журнал/Архив/Номер 28/«Не хочу учиться…»

«Не хочу учиться…»

«Не хочу учиться…» — мы повторяем эту фразу с улыбкой, вспоминая детский мультфильм, и мало задумываемся о моральном, даже мировоззренческом подтексте этих слов. Фраза стала ходячей благодаря мультфильму «Дюймовочка» режиссера Леонида Амальрика и воспринимается как добрый юмор. Но стоит вспомнить, что любое творчество в советское время было с двойным дном и каждая сказка таила в себе долю правды. В юмористических фразах и диалогах открывались серьезные смыслы: «Ну вот, поели, теперь можно и поспать! Ну вот, поспали, теперь можно и поесть!», «Ну как, хороша невеста? — Хороша! Жалко только, что она не зеленая. — Ничего, поживет с нами — позеленеет», «Чем хотите пока заняться, состоятельные кроты? — А что если нам посчитать?», «Может, тебе пойти учиться? — Мне надоело! — Как это? Ты еще не пробовал. — А мне заранее надоело!» Коль учиться надоело заранее, то остается лишь зеленеть от скуки и безделья, либо бесконечно пересчитывать свои накопления.

В русской литературе подобные диалоги мы встречаем в «Недоросле» Дениса Ивановича Фонвизина: «Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору. Г-жа Простакова. Придет час воли Божией! Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться».

Очевидно, что Митрофаново «жениться» не подразумевает серьезного намерения создать семью и по-настоящему полюбить того, на ком хочется жениться. Нелеп и смешон этот почти что современный нам адам, превозносящий не Божью волю, не родительскую, а свою. Ведь за его волей стоит лишь эгоистическая страсть к удовольствиям — безответственным и легкодоступным. В пользу этого вывода говорит и употребленное Митрофаном слово «хочу» — не «решил» или «думаю», а «хочу». Просто хочу — и все! Еще не самостоятельный, ничему не научившийся в жизни Митрофанушка утверждает, что пришел час его воли, а не Божьей, не родительской.

Сегодня в глобальном обществе потребления это «хочу—не хочу» решает все: определяет ценности, нравственные принципы, образ власти и общества. Недоросли, не получившие должного отцовского внимания, привыкают идти на поводу у своего желания расслабиться, повеселиться, незаметно попадая в зависимость от наркотиков или азартных игр. Не будучи научены строгим законам — духовным и социальным, руководствуясь лишь своими «хочу—не хочу», чиновники, политики, бизнесмены становятся продажными и циничными. Распадаются семьи, потому что супруги не только не могут по-настоящему любить друг друга, но и не хотят учиться этой науке. В интернатах дичают оставленные дети, чьи родители не захотели обременять себя и ограничивать свою развеселую жизнь.

В нашем обществе, одержимом «хотением» всего «приятного» и «легкого», слова Христа об учебе и бремени кажутся юродством: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим…» (Мф 11:28–29). И практически невыполнимой кажется задача, поставленная Христом перед апостолами: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф 28:19–20).

Если люди не хотят учиться, утратили способность и желание к образованию — формированию или ре-формированию правильного, истинного образа — образа Божьего в себе, как можно научить их? Причем Христос предлагает миру не часть Своего учения, а «все, что... повелел», то есть полноту ответственности, серьезности, духовности. Такое иго отпугивает даже самых прилежных учеников.

Но Христос неожиданно добавляет: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11:30). Он обещает делить с нами все тяжести духовного формирования и жизни по вере, а потому тяготы жизни будут для нас посильными. Теперь уже нельзя сказать «не могу», остается лишь «не хочу», и это будет честным признанием разленившегося потребителя, не желающего нести иго нравственного труда, бремя взятой духовной ответственности.

Сегодня многие люди под «игом» понимают совесть, порядочность, честь, принципиальность, веру во что-то, кроме себя, неэгоистическую любовь. Но Христос зовет нас учиться у Него. Под началом Христа такое иго оказывается благом, а бремя легким. Легким оно оказывается не только благодаря Божественной помощи, но и в силу соответствия такого бремени нашей настоящей природе, нашим подлинным потребностям.

Сегодня легким принято называть то, что не связано с ответственностью, совестью, сложными духовными вопросам. Христианство же называет «легким» то, что отвечает на нужду души, что отзывается радостью в сердце, что укрепляет дух и сближает с Богом. Легко для человека не то, что лежит на поверхности нашего сознания, наших инстинктов (и что Библия называет похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской), а естественные для человека глубинные духовные качества. Научиться у Христа кротости и смирению, восстановить образ Божий в себе, обрести покой от восстающих на душу хотений трудно, поскольку все это неестественно для того, кем управляет плоть, но все это будет легко тому, кто слушается Духа.

Современный человек бежит от «сложного» Бога в глобальный супермаркет, где тратит свои деньги, самого себя, свою жизнь на удовлетворение ненасытных и несущественных своих желаний. Скрываясь от самого себя, от встречи со своей совестью, человек-потребитель «совершенствуется» в реализации своего ложного «я», проекта «я хочу». А покоя как не было, так и нет.

«Адам, где ты?» Бог не зовет нас на экзамен или на суд. Божий Сын в Своем Воплощении восстановил нашу поврежденную природу, избавил ее от рабской зависимости, от низших желаний. Христос призывает человека вернуться к себе.

Тяжело от греха, от вины, от плохих воспоминаний, от грязных желаний. У Христа же каждый «труждающийся и обремененный» может вновь научиться той легкости, когда на сердце спокойно и совесть чиста. Как легко возвращаться домой, как легко возвращаться к себе!

В «не хочу», которое стало принципом жизни большинства современных людей, есть не только протест против нравственных норм и требований общества, но и глубинное желание вернуться к естественному образу жизни, к подлинности, к свободе. Последнее можно только приветствовать. Но лишь в отказе от своеволия и подчинении себя легкому игу Божьей воли человек способен научиться ответственной духовной свободе. Только в Божьей школе можно научиться самому главному в жизни — стать настоящим, стать собой.

 

Автор: Михаил Черенков
Фото: fotobank.com

 

Работает на Cornerstone