Тема

Время с Богом

Екатерина Гуляева
Журнал/Архив/Номер 27/Время с Богом

Время с Богом

Недавно знакомый писатель рассказал мне об одной своей поездке. Приехал он в небольшой курортный городок. Вокруг — озера, леса. Полный творческих планов, мой знакомый решил на красоты времени не тратить (он уже бывал здесь прежде), а сесть за ноутбук и отметить приезд ударным трудом. Но работа не ладилась. Знакомый постоянно цеплялся за всевозможные углы, дверные ручки и прочие выступы в квартире, что привело его душу в некоторое смущение. Вдобавок на него напали блохи, обитавшие на лестничной площадке в диване, выставленном туда предусмотрительным соседом. Творческий гений и злодейство мелких тварей — вещи несовместимые. Мой знакомый начал по-настоящему нервничать и уже был готов сорваться на весь белый свет, но, к счастью, знание принципов программы «Двенадцать шагов»1 помогло ему вовремя заметить ухудшение душевного состояния и справиться с ним.

В этой истории очевидны два момента. Первый состоит в том, что человек — существо неоднородное и состоит из тела (материи) и души (жизни), второй — в том, что более низкий, телесный, уровень питает человеческий состав более высокого по отношению к нему уровня — душевного.

Почему так? Попробуем разобраться. Согласно Библии, Всевышний сотворил человека из праха земного, вдунул в него дыхание жизни, «и стал человек душею живою» (Быт 2:7). Но кроме материального тела и жизни (души) человек по замыслу Творца должен был также иметь и духовную сущность — как созданный по образу Божию, который есть Дух. Духовность должна была стать в человеке доминирующим качеством жизни: питаясь от Духа Божия (древа жизни), человек соблюдает душевный мир и мудро управляет своим телом, а также хранит (не портит) и возделывает (преобразует) землю. Человек должен был стать связующим звеном между миром материальным и миром духовным. Так было задумано Всевышним вначале.

Но человек поставил себя, свои интересы превыше отношений со своим Творцом и отказался черпать из живоначального Источника. В итоге мы имеем разорванную связь с Всевышним, утрату иерархии своего устройства, да и связующим звеном между материей и Духом мы так и не стали. Теперь душа-жизнь человека не получает питания сверху, от Бога, и вынуждена искать пищи и удовлетворения снизу — в материальном уровне бытия2. То есть парадоксальным образом более тонкий и высокий состав человека, его душа, теперь зависима от более низкого по отношению к ней тела. Такая зависимая душа даже получила имя «эго», «я».

Мессия, Христос, Сын Божий, две тысячи лет назад стал человеком и показал нам, что Всевышний не где-то далеко, а близок к нам. Он здесь, рядом с нами, Он видит наши проблемы, страдания, смерть, Он сочувствует нам и любит нас. Сын Божий, Творец мира, вошел в смерть, приняв ее от Своего творения, и показал нам путь, о котором мы не знали:

«Иисус же… сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20:25–28; см. также: Мк 10:43–45).

Сын Божий даровал нам возможность восстановить утраченную нами духовность и вновь начать питаться от Древа Жизни, от своего Творца. Тот, кто встретился с Христом, начинает жить иначе, чем жил до этого. Однако наши привычки, которые формировались в нас и формировали нас многие годы, не меняются так быстро, как нам бы хотелось. И какими бы светлыми ни были наши устремления, мы порой не в силах разорвать оболочку своего хитроумного эго, сочиняющего для нас «плодотворные» программы жизни, чтобы мы по-прежнему подпитывались в основном снизу, от телесных своих впечатлений, от нашей, возможно, очень даже позитивной деятельности, привычек, взглядов. И наше истинное «я» часто остается похороненным этими программами, упрятанным в надежную скорлупу эго.

Мартин Бубер в своей книге пересказывает притчу ребе Ханоха о простаке: по утрам, когда тот «просыпался, ему стоило такого труда найти свою одежду, что вечерами, вспоминая об этом, он боялся ложиться спать. Наконец однажды вечером он собрался с духом, взял карандаш и бумагу и, раздеваясь перед сном, записал, какую часть одежды куда положил. Утром он радостно вынул записку и стал читать. “Шапка — вот она”, — он тут же нахлобучил ее. “Штаны — вот они”, — он натянул и их и т. д., пока не надел на себя все. “Ну а сам-то я где? — в смущении спросил он. — Куда же сам-то я подевался?” Напрасно он все искал да искал, себя найти он не мог. Так и с нами бывает»3, — заключает ребе.

Эта остроумная притча поворачивает нас внутрь себя, чтобы где-то глубоко в сердце мы могли встретиться с самими собой, с такими, как есть, а не с такими, какими мы хотим выглядеть (позитивными, занятыми важным делом и т. д.), ведь Богу нужны подлинные отношения.

Надо сказать, что суетный образ жизни вовсе не способствует укреплению нашей молитвенной связи с Всевышним. Поэтому для молчаливых встреч с Ним нужно выделить время, а может быть, даже найти тихий уголок в своем доме или саду. Тогда, если связь с Всевышним установлена и не прерывается, мы питаемся от Духа Божия, и наши душа и тело могут наконец подчиниться Ему; и все в человеке начинает выстраиваться в соответствии с первоначальным замыслом о нем Творца. Потому-то так необходима человеку молитва.

По привычке или повторяя за кем-то, а скорее, из-за того, что однажды человечество выбрало ошибочный путь жизни, молитву мы часто понимаем как непрерывную просьбу, обращенную к Богу: дай мне то или это. Но молитва не стол заказов, а также не книга жалоб и предложений. В этом общении не мы диктуем Творцу, что Ему надо для нас сделать, но Он наполняет нас Своим Духом. А мы лишь стремимся к Нему.

Обретенную нами во Христе способность жить по духу питает также чтение Священного Писания, Библии. Если совместить уединенную молитву, чтение Писания и размышление над ним и прибегать к этому духовному деланию регулярно, мы постепенно начинем прозревать и видеть вокруг вместо обыденной повседневности красоту, любовь, добро, милость Господню, начинаем сострадать людям в их нуждах. Мы все больше начинем просить Господа о других, о мире, расширяя свое сердце.

Возвращаясь к началу статьи, хочу сказать, что мой знакомый справился тогда со своим опасным душевным дисбалансом и экзистенциальной тоской именно с помощью молитвы, размышления и чтения Писания.

Вначале такое время с Богом может длиться для нас недолго — 10–15 минут в день, но постепенно мы начнем замечать, как такая бескорыстная молитва занимает все больше места. В конце концов молитвой может стать вся наша жизнь. В такой молитве — наивысшее блаженство для человека.

1 Программа Общества анонимных алкоголиков.
2 См.: Ин 4:31–34: «Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. …Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Люди не имеют связи с Богом, и Дух не питает их и не управляет ими ныне.
3 Бубер Мартин. Путь человека по хасидскому учению. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1995. – С. 32–33.

 

Автор: Екатерина Гуляева

 

Работает на Cornerstone